Как найти взаимопонимание с родителями? Как воспитывать детей правильно? Как стать хорошей женой/мужем?… Каждый из нас размышляет над этими вечными, но неизбитыми темами, ищет ответы, и поиск этот длится всю жизнь. Нет алгоритма решения, нет подсказок и возможности избежать столкновения с детско-родительскими разностью и суммой.   Именно об этом  спектакль режиссёра и заслуженного артиста России Владимира Тыкке «Два старомодных коктейля для двух старомодных чудаков». Главным героям за семьдесят; старость – однокоренное большей части слов в названии пьесы;  жизнь пожилой пары, вырастившей пятерых детей, есть нить всего повествования, а парадокс в том, что всё на сцене об и по сей день актуальном, противоречивом, наболевшем. Идти в Балтийский дом стоит, и лучше штурмовать его всей семьёй!

Люси и Барклей Куперы полюбили друг друга, полвека строили свою семью, вырастили трёх дочерей и двух сыновей, дождались внуков… На этом заканчивается счастливое прошлое, и является настоящее, в котором они лишаются семейного гнёздышка за неуплату налогов, и ни один из чад не в состоянии помочь им купить новое жилище. Никто из-за чисто «бытовых обстоятельств» не может приютить родителей вместе, и пару разделяют по разным домам и даже городам.

Кажется сначала, что актёры не слышат друг друга, так разнится их темп речи в диалогах, ритм игры, что они будто рушат целостность всего действа. Но главные роли исполняют народные артисты России  Ирина Соколова и Роман Громадский, им невозможно не верить! В спектакле принимают участие лучшие артисты театра-фестиваля: Инна Волгина, Ирина Конопацкая, Андрей Архипов, Андрей Тенетко, Елена Карпова и многие другие. Что же не клеится? А не клеятся разные поколения! Как на сцене, так и в жизни. У каждого своя история, свои причины и обстоятельства. Звенящее раздражение вызывают изображаемые взрослыми людьми детские голоса и игра в «ручеёк», вот так и мы веселимся в течении судьбы, держимся за руки, смеёмся и меняемся местами, родители и дети, дети и родители.  А раздражало то, что герои изображали веселье, когда хотелось плакать, как большинство и поступает, будто ничего не произошло, будто все, как раньше. А посередине комнаты просто стоит слон.

И вроде бы правильно жили, счастливо: она посвятила себя детям, он – работе, держались рука об руку, все до сих пор любят мамин яблочный «пай», всё верно же было? А где этот цензор, который скажет, как правильно? Вот и приходится не обращать внимание на факты, как скажет внучке Ронде бабуля Люси. Ведь если не надеяться на встречу с мужем, если принять, что он никогда не найдёт работу, а дети хотят, но не знают, как отправить в дом престарелых, то безысходность просто убьёт. Иллюзия будущего счастья единственно возможное спасение для «двух старомодных чудаков», хотя по мне, так побольше бы старомодных коктейлей, чтобы приглушить крик безысходности в любящих сердцах главных героев.

Зритель в зале тихо всхлипывает,  утирает слёзы и вторит прощальную фразу: «Хоть бы что-нибудь произошло, чтобы мы опять были вместе». И этот надрывный танец миссис Купер в темноте на перроне, когда поезд Барклей отходит в Калифорнию, даёт вдоволь насладиться безумием реальности, даёт время на горе, где дети разлучают родителей навсегда.

«Два старомодных коктейля…» заставили меня вспомнить истину из «Баллады о прокуренном вагоне» Александра Кочеткова: «С любимыми не расставайтесь! Всей кровью прорастайте в них…». В этой истории каждый имеет право на свои чувства и переживания, оправдания и объяснения. Но в сплетении человеческих ролей, мы порой забываем, как можем скоро поменяться  местами…

Смотрела и писала Полина Карева