Имя российского драматурга Ивана Вырыпаева на афише всегда сулит зрителю нескучный вечер. Он — мастер сюжетных виражей и неожиданных поворотов.

Пьеса «Иллюзии», показанная в концертном зале «Колизей» 24 ноября, не стала исключением. Историю о любви, о семейном счастье, о дружбе и смерти рассказали в этот вечер замечательные петербургские артисты : Анна Алексахина, Сергей Мигицко, Елена Руфанова и Александр Новиков. Именно рассказали, ибо весь спектакль польского режиссера Войцеха Урбаньски выстроен в четкой геометрической декорации, подсвеченной светодиодами, где располагаются четыре кресла в ряд. На них сидят главные герои, они же — рассказчики. Друг за другом они беседуют с залом посредством монологов, выдержанных в доверительной, интимной, откровенной, местами пронзительной тональности. Сменяя один другого, герои словно отменяют все вышесказанное, и вот уже зритель слышит историю совсем с другой стороны, видит обстоятельства другими глазами и под иным углом зрения.

На сцене в монологах разворачивается история завершающего этапа жизни двух пожилых супружеских пар, каждая из которых перешагнула золотой полувековой юбилей. Героям за восемьдесят. Закономерно приближающийся конец жизни заставляет их раскрыть свои души и показать то, что было десятилетиями бережно укрыто даже от самых близких глаз. И в тот момент, когда вроде бы уже поздно доставать скелеты из душевных шкафов, когда можно просто тихо уйти, не потревожив никого своими откровениями, герои избирают иной путь. Это разрушает стереотипы их жизни, ставит все с ног на голову и превращает всю предыдущую почтенную жизнь людей, идущих друг с другом рука об руку всю жизнь, в сплошные иллюзии.

И как только зритель проникся сочувствием и симпатией, граничащей с восхищением, к одному персонажу — тут же на сцену выходит другой. И весь предыдущий рассказ становится лишь видимостью, самообманом, миражом. Не скатываясь до сериального абсурда, автор пьесы балансирует на грани. И актеры, блистательно удерживающие зрительское внимание, эту грань чувствуют. Она становится то лезвием ножа, то связующей нитью, то натянутым нервом… Что же такое любовь и какой она должна быть в идеале — каждый решает для себя сам. Без гротеска и юмора невозможно пройти долгую совместную дорогу. Не случайно в монологах Сергея Мигицко возникают шокирующие репризы, которые тут же он именует шуткой — некая встряска для зрителей, чтоб не впасть в сентиментальность.

Одно ясно — долгая семейная жизнь — это огромный и кропотливый труд, созидание и терпение. Иногда приходится жертвовать собой, наступать на горло собственной песне, душить порывы и смирять желания. Так уж ли это необходимо, или иногда лучше рискнуть и обрести крылья — это каждый решает сам. В конечном счете, вся жизнь — это большое приключение. Нередко — полное иллюзий.

Смотрела и писала Ольга Нестерова