Почему спектакль «Семинар» наверняка понравится всем? Молодым и взрослым, наивным и циникам, борцам за этичность и сторонникам самовыражения любой ценой, серьезным умникам и беззаботным глупышкам… Потому что в нем есть все! Чувства и эмоции, классика и современность, обыденность и торжественность, секс и любовь, дружба и предательство, добродетель и коварство, а, главное, — нет осуждения. Мы все такие разные, и мы все, каждый из нас, рызные внутри себя: то восторженные и открытые, окрыленные вдохновением, то замкнутые и напряженные, удрученные абсолютным провалом, сегодня готовые безвозмездно отдавать (или отдаваться), а завтра холодно-расчетливым тоном требующие своего, причитающегося.

Пьеса, с ошеломительным успехом идущая на Бродвее и теперь исполняемая актерами театра имени Пушкина, одновременно простая и глубокая. Про нашу современность. Герои — молодые литераторы и их наставник — очень узнаваемые, яркие, моментально влюбляющие в себя собирательные образы: милая и мягкая Кейт, стесняющаяся своей обеспеченной семьи, красавчик Дуглас с безукоризненными манерами и бесчисленными связями, сексапильная малышка Иззи, мечтающая написать роман о свободной любви и наркотиках, талантливый и нищий Мартин, болезненно воспринимающий шутливые нападки учителя Леонарда, самодовольного и самоуверенного, едкого и прямолинейного в абсолютно неконструктивной и необъективной критике, точно и метко выплевывающего то и дело бранные словечки и, как кажется поначалу, люто ненавидящего этих четверых незрелых, ни на что не способных, по его мнению, учеников.


В первом действии они и впрямь предстают перед зрителем немного детьми — умничают и обижаются, то впадают в кратковременную депрессию, судорожно поедая чипсы, тесто для печенья, а заодно и самих себя, то вдруг воодушевляются похвалой преподавателя или мимолетной влюбленностью, то тоскуют и жаждут духовно-прекрасного, то предаются простым земным удовольствиям. Ребята стараются быть порядочными, поддерживать друг друга, защищать перед безжалостным Леонардом, но внезапные душевные и телесные порывы в одночасье превращают их в изменников и предателей.
И как же удивительно наблюдать за развитием событий во втором действии, за взрослением этих детей, и вместе с тем — переменами в учителе, персонаж которого оказывается куда богаче, глубже и многограннее, чем показан в начале.
Безусловно, пьеса не была бы столь вкусной без пвосхитительного густого соуса из отменных юмора, иронии, сатиры, гротеска, эпитетов и метафор, приправленных перчинкой эротики, изюминкой интеллектуальности и щепоткой пошловатой, но такой милой ширпотребности, замешанных настолько талантливо, что каждый — я специально наблюдала — каждый из сидящих в зрительном зале хохотал от души. И, смею надеяться, вдоволь нахохотавшись, глубоко задумался, узнал себя и что-то понял.


Да здравствует искусство, понятное и живое!

Смотрела и писала Даша Милка