Вчера на сцене театра «Балтийский дом» состоялась премьера спектакля «Тарас» по мотивам гоголевской повести «Тарас Бульба» режиссера Сергея Потапова, которого в творческих кругах тайком прозвали «якутский Тарантино» (дед Сергея был шаманом). И шаманского в спектакле, кстати, много: ритуалы, заклятия, свинья. Сразу хочу оговориться: постановка «Тарас» инсценирована не по книге Николая Гоголя, а по пьесе Михаила Башкирова, переписавшего «Тараса Бульбу» на современный лад, но с сохранением центральной линии сюжета.

Батько Тарас забирает из родительского дома  двух своих взрослых сыновей Андрия и Остапа на Сечь, чтобы показать им казацкое бытие во всей его красе. Но вопреки чаяниям и надеждам главаря Запорожская Сечь встречает молодых казаков разгульной жизнью.  Вечное пиршество и пьяное веселье, в котором погрязли оба сына, тяготит Тараса. Ведь не для этого он растил и воспитывал своих сыновей. Торговец провизией – жид Янкель, некогда спасший его брата, подговаривает  Тараса пойти на город Дубно, где поляками притесняется украинский народ. «За веру» и справедливости ради поднимает батько запорожцев в военный поход. По дороге в Дубно в лесу происходит встреча панночки Селины с Тарасом, которая в последующем обернется для семьи последнего огромной трагедией.

Про сам спектакль: не мое. Объясню  почему. Во-первых, не всем актерам подходят их роли, и где-то все действо звучит со сцены совсем не убедительно. Мать (Мария Шульга) на вид  одного возраста со своими сыновьями. И, как по мне, какие бы причины не лежали в основе назначения на роль той или иной актрисы (или актера), грим никто не отменял. Лично мне прямо глаз режет. И Мякиш, которого сыграл Юрий Елагин, также чуть старше своей дочери. И, если начистоту, то я вообще перевоплощение Елагина в своего персонажа не увидела.  Для меня это был Юрий, облачившийся на время спектакля в одежды Мякиша. Леониду Алимову роль Тараса подходит, психофизика подходящая, но лично меня он не «дожал». Не хватило полярности эмоций Тараса (больше озлобленности и вражды против огромного отцовского горя). Плакать не хотелось совсем, хотя трагедия отца, убившего собственной рукой младшего сына, и наблюдавшего за казнью старшего, огромна по своим общечеловеческим масштабам. Почему это не идет со сцены?!

Во-вторых, я люблю ходить на постановки, которые заставляют думать. Когда ты выходишь и понимаешь, что что-то осталось, что — то не договорили, есть вопросы. И ты приходишь снова в этот театр (как в случае с постановками Юрия Бутусова) или открываешь книгу, по которой был поставлен спектакль, в надежде найти ответы на интересующие тебя вопросы. Мне не нужны спектакли, которые разжевывают все вдоль и поперек, я хочу, чтобы театр  давал мне пищу для собственных поисков и  глубоких размышлений. В случае с «Тарасом»  этого не случилось.