Реабилитированная Львом Додиным в 2014 году постановка «Gaudeamus» по повести Сергея Каледина «Стройбат», поставленная впервые в лихие 90-е, сегодня продолжает, как и многие годы «до»,  собирать полный зал, обрастая в равной степени восторженными возгласами и полным непониманием вкупе с негодованием: мол,  «за Родину обидно».

На наклонной сцене, до краев усыпанной снегом, начнется и закончится история  4-й роты бойцов стройбата, находящихся в ожидании долгожданного дембеля. Молодые призывники помимо обязательной ( доведенной режиссером до абсолютнейшего идиотизма и  абсурдности) стройподготовки, как это и водится среди нормальной и здоровой  молодежи, поют, танцуют, кутят, дерутся; в общем, делают ровно все то, что и  каждый психически здоровый юноша в возрасте 18-20 лет вне зависимости от места его пребывания.

«Нелицеприятные моменты» жизни солдат в русской армии (фекалии по спичечным коробкам, игры в корриду, чистка сортиров зубной щеткой, походы к проституткам), на которые многие обрушиваются с критикой, связаны все-таки не с актерами,  не с режиссурой Додина и даже не с повестью Каледина, намеренно гиперболизирующими все это, а с недостатками системы и, как следствие, грустной правдой заточения с целью возмужания в казармах молодых, еще не окрепших, людей, которая громко и красиво для всей страны  называется «обязательная воинская повинность». Весь этот кутеж —  ничто в сравнении с тем, что подрастающему поколению (нашему будущему) , в случае чего, предлагается стать пушечным мясом. Так что…если мы не хотим знать, что происходит за закрытыми дверьми, или нам кажется, что «это уже чересчур», это  не значит, что там ничего  нет. Как сказал один из современников: «Почему-то пить и курить в нашей стране можно только с 21 (потому что еще не вырос), а в армию идти можно уже с 18-ти (потому что уже вырос)»

Второй аргумент «против» — отсутствие главных героев и невыстроенной сюжетной линии. Да не нужно здесь этого, на мой взгляд, совершенно; за 2 часа показана жизнь молодых ребят в батальоне, как она есть. По личным ощущениям, режиссура в данном спектакле — это горстка этюдов актеров на заданную тему. Если не замахиваться на драму, которую в большинстве своем все ждут от Додина и Малого драматического, то мы получим вполне себе безобидный мальчишник/»театральные игры на кубок Гертруды» в жанре «капустник». По крайней мере, тяжести (какая есть всегда  при просмотре спектаклей по пьесам Брехта или недавно вышедшего в Александринском театре абсолютно бессмысленного «Швейка») » Gaudeamus» не оставляет. Впрочем, как и каких-то глубоких смыслов.