«Можно любить спектакли Бутусова больше или меньше, но это определенно высокого уровня режиссер. И потерять такого режиссера для города — это безобразие просто! У нас что, много режиссеров ходит по стране?!»
Валерий Фокин для «Фонтанки.ру»
Юрий Бутусов, действительно, у города такой один. Самобытный, ни на кого не похожий, отвязный, где-то чудной, но все, что выходит из-под его пера — безусловно, масштабно и феерично.
Москва. Гамлет. Бутусов (2005 год)
Петербург. Гамлет. Бутусов (2017 год)
Путешествие из Москвы в Петербург «Гамлета» преобразило. Отброшен в сторону пастернаковский перевод Шекспира и за основу взят более поздний (2001 года) искусствоведа Андрея Чернова, и именно поэтому вместо привычного «Быть или не быть, вот в чем вопрос» зритель слышит: «Так быть или не быть?.. Ну и вопрос!..».
Конечно, изменения коснулись и всего остального…Это не только труппа и местоположение, преображается/осовременивается сам Бутусов.
Спектакль начинается с закадрового телефонного разговора двух подвыпивших обывателей:
— Ты знаешь, как умер Гамлет?!
— Кто? Гамлет? Кто это?!
А дальше весь зал прыгает в кровавую пропасть, старательно выкопанную Бутусовым-Шекспиром, где в центре на металлических бочках восседают персонажи английской трагедии — чем-то схожие с героями «Буратино» (Мальвина, Пьеро и Артемон).
Много, конечно, для приверженцев режиссера уже до боли знакомых приемов, кочующих из спектакля в спектакль (Юрий Николаевич, например, любит заполнять сцену предметами и потом ее от них же очищать силами актеров, это всегда занимает до 10 минут в спектакле, но сам ход почему-то всегда крайне важен для режиссера — в «Гамлете» роль скитающихся вещей сыграли бутылки и доски) , танец Гамлета (Лауры Пицхелаури) отчасти напоминает ее финальный выход в «Макбете», картинное позирование персонажей (Лаэрт после известия о смерти Офелии сидит в застывшей позе один в один как в «Макбете»), полоролевые игры со зрителем, в которых одна из Офелий (да, Офелий две) — мужчина с известковым лицом и поддергивающейся губой (Фёдор Пшеничный), а Гамлет — молодая женщина с подорванным голосом (Лаура Пицхелаури), в своих московских «Барабанах» Бутусов роль Амалии Балике отдал мужчине (Иван Литвиненко), уход мертвого Полония (Олега Фёдорова) отчасти схож со сценой из спектакля «Сон об осени», пустота и одиночество Гамлета, держащего огромную деревянную шпагу похожую на мачту, напоминает заключительные сцены спектаклей «Город. Женитьба. Гоголь» и «Дядя Ваня».
Но все эти «повторялки» не имеют ни малейшего значения, потому что все происходящее на сцене завораживает от начала и до конца и по определению гениально. Это, скорее, всегдашние детали, явственно напоминающие нам о личности человека, стоящего за ширмой. Характерный бутусовский почерк, эстетика, музыкальность, неизменный вкус. Он узнаваем и признаваем именно благодаря всей этой красивой бутафории.
Очень порадовало художественное и световое решение спектакля. Сотрудничество Бутусова, Фирера, Сиваева определенно пошло на пользу «Гамлету». Красные и черно-белые сцены, светотени, костюмы, характеризующие доброе и злое начало в человеке, фейсовый маскарад.
Стоит отметить редкую для режиссера сдержанность в отношении сюжета — события развиваются последовательно, где-то они намеренно замедленны чрезмерной фрагментарной художественностью.
На самом деле, описывать спектакли Юрия Николаевича сложно, если не сказать — невозможно. Это как смотреть на картину и рассказывать про краски и состав полотна: хотя самое большое, что ты можешь сделать — это заявить миру о своих эмоциях, которые в тебе встрепенулись от увиденного и все…, потому что в любом случае «сегодня вы фехтовать не будете».
В спектакле заняты: Лаура Пицхелаури, Сергей Перегудов, Виталий Куликов, Евгения Евстигнеева, Олег Фёдоров, Юстина Вонщик , Фёдор Пшеничный, Иван Бровин, Роман Кочержевский, Всеволод Цурило, Сергей Волков, Роман Баранов и 331 бутылка
Фото: Наталья Кореновская
Текст: Оксана Васько