«Можно любить  спектакли Бутусова больше или меньше, но это определенно высокого уровня режиссер. И потерять такого режиссера для города — это безобразие просто! У нас что, много режиссеров ходит по стране?!»

Валерий Фокин для «Фонтанки.ру»

Юрий Бутусов, действительно, у города такой один. Самобытный, ни на кого не похожий, отвязный, где-то чудной, но все, что выходит из-под его пера — безусловно, масштабно и феерично.

Москва. Гамлет. Бутусов (2005 год)

Петербург. Гамлет.  Бутусов (2017 год)

Путешествие из Москвы в Петербург «Гамлета» преобразило. Отброшен в сторону пастернаковский перевод Шекспира и за основу взят более поздний (2001 года) искусствоведа Андрея Чернова, и именно поэтому вместо привычного «Быть или не быть, вот в чем вопрос» зритель слышит: «Так быть или не быть?.. Ну и вопрос!..».

Конечно, изменения коснулись и всего остального…Это  не только труппа и местоположение, преображается/осовременивается сам Бутусов.

Спектакль начинается с закадрового телефонного разговора двух подвыпивших обывателей:

— Ты знаешь, как умер Гамлет?!

— Кто? Гамлет? Кто это?!

А дальше весь зал  прыгает в кровавую пропасть, старательно выкопанную Бутусовым-Шекспиром, где в центре на металлических бочках восседают персонажи английской трагедии  — чем-то схожие с  героями «Буратино» (Мальвина, Пьеро и Артемон).

Много, конечно, для приверженцев режиссера уже до боли знакомых приемов, кочующих из спектакля в спектакль (Юрий Николаевич, например, любит заполнять сцену предметами и потом ее от них же очищать силами актеров, это всегда занимает до 10 минут в спектакле, но сам ход  почему-то всегда крайне важен для режиссера — в «Гамлете» роль скитающихся вещей сыграли бутылки  и доски) , танец Гамлета (Лауры Пицхелаури) отчасти напоминает ее финальный выход  в «Макбете», картинное позирование персонажей (Лаэрт после известия о смерти Офелии сидит в застывшей позе один в один как в «Макбете»), полоролевые игры со зрителем, в которых одна из Офелий (да, Офелий две) — мужчина с известковым лицом и  поддергивающейся губой (Фёдор Пшеничный), а Гамлет — молодая женщина с подорванным голосом (Лаура Пицхелаури), в своих московских «Барабанах» Бутусов роль Амалии Балике отдал мужчине (Иван Литвиненко), уход мертвого Полония (Олега Фёдорова) отчасти схож со  сценой из спектакля «Сон об осени», пустота и одиночество Гамлета, держащего огромную деревянную шпагу похожую на мачту, напоминает заключительные сцены спектаклей «Город. Женитьба. Гоголь» и «Дядя Ваня».

Но все эти «повторялки» не имеют ни малейшего значения, потому что все происходящее на сцене завораживает от начала и до конца и по определению гениально. Это, скорее, всегдашние детали, явственно напоминающие нам о личности человека, стоящего за ширмой. Характерный бутусовский почерк, эстетика, музыкальность, неизменный вкус. Он узнаваем и признаваем именно благодаря всей этой красивой бутафории.

Очень порадовало художественное и световое решение спектакля. Сотрудничество Бутусова, Фирера, Сиваева определенно  пошло на пользу «Гамлету». Красные и черно-белые сцены, светотени, костюмы, характеризующие доброе и злое начало в человеке, фейсовый маскарад.

Стоит отметить редкую для режиссера сдержанность в отношении сюжета — события развиваются последовательно, где-то они намеренно замедленны чрезмерной  фрагментарной художественностью.

На самом деле, описывать спектакли Юрия Николаевича сложно, если не сказать  — невозможно. Это как смотреть на картину и рассказывать про краски и состав полотна: хотя самое большое, что ты можешь сделать — это заявить миру о своих эмоциях, которые в тебе встрепенулись от увиденного и все…, потому что в любом случае «сегодня вы фехтовать не будете».

В спектакле заняты: Лаура Пицхелаури, Сергей Перегудов, Виталий Куликов, Евгения Евстигнеева, Олег Фёдоров, Юстина Вонщик , Фёдор Пшеничный, Иван Бровин, Роман Кочержевский, Всеволод Цурило, Сергей Волков, Роман Баранов и 331 бутылка

Фото: Наталья Кореновская

Текст: Оксана Васько