Начало:20:00 10-13 августа 2017 года

Cовместно с Польским институтом в Санкт-Петербурге Киноклуб «Синемафия» открывает свой 4-й сезон и представляет ежегодный Фестиваль кино Польши.

В этом году лейтмотивом фестиваля станет тема «творческая личность и ее отношение с обществом». Все фильмы будут демонстрироваться на языке оригинала с русскими субтитрами.

Откроет Фестиваль кино Польши дебют молодого режиссера Яна Матушинского «Последняя семья». Это биографическая драма о семье известного эпатажного польского художника-сюрреалиста второй половины 20 века Здислава Бексиньского (1929–2005). Художник попробовал себя во многих жанрах: скульптуре, фотографии, графическом искусстве и, наконец, в живописи. Его стиль иногда сравнивают со стилем Ханса Гигера, создавшего знаменитый образ Чужого для фильма Ридли Скотта. При этом Бексиньский прославился не только благодаря шокирующим картинам, проникнутым ощущением смерти и наступившего апокалипсиса, но также из-за своего весьма эксцентричного характера, а его сын — известный радиожурналист Томек — был трудным подростком со склонностями к истерии и вскоре после смерти матери покончил с собой (ранее предприняв несколько неудачных попыток). Сам художник несколько лет спустя был жестоко убит в собственной квартире. Ян Матушинский в своей картине рассказал о жизни семьи Бексиньского после 1977 года, когда Томек совершил первую попытку самоубийства, и семья пыталась его спасти. Роль Здислава Бексиньского виртуозно исполнил знаменитый польский актер Анджей Северин, на чьем счету более 70 ролей: самые известные его работы — в картинах «Дантон», «Индокитай», «Огнем и мечом» и «Список Шиндлера». В 1980 году Северин получил Серебряного медведя на Берлинском кинофестивале за лучшую мужскую роль в картине «Дирижер» Анджея Вайды.

2016-й год стал для кинематографа Польши переломным: ушёл из жизни великий Анджей Вайда — режиссер, ставший классиком при жизни. Вайда внес самый значительный вклад в развитие польской культуры XX века и повлиял на многих мировых кинематографистов. Фестиваль покажет самый неожиданный фильм режиссера — ироничную сатиру на поляков «Охота на мух» 1969 года. Влодека исключили из вуза после пятого семестра, и теперь он работает продавцом в книжном магазине. Он живет в двухкомнатной квартире с женой, сыном и родителями жены и ужасно угнетен душной домашней атмосферой. Однажды Влодек выходит якобы купить сигарет, а на самом деле — сбежать от семьи. Он случайно попадает в общежитие «Академка», где знакомится с красавицей-студенткой Иреной, которая видит во Влодеке героя своего романа… «Охота на мух» снята по сценарию тогда 30-летнего литератора и фельетониста Януша Гловацкого. Для всех оказался неожиданным сарказм Вайды при показе нравов польского общества 60-х, и режиссер подвергся нападкам с разных сторон. Одни обвиняли лидера «польской киношколы» в измене самому себе и забвении принципов романтическо-трагического искусства, принесшего славу таким картинам, как «Канал» и «Пепел и алмаз». Другие считали, что живой классик (тогда Вайде было всего 43 года) напрасно старается угнаться за модным молодёжным кино и вторгается на неведомую территорию, где хуже ориентируется и поневоле впадает в обличительный пафос. Тем не менее, картина и сегодня смотрится актуальной — Вайда ярко и хлестко показал в ней проблему «тихого обуржуазивания», которую поднимал еще в фильме «Невинные чародеи» в 1960-м и выразил после «Охоты на мух» ещё через девять лет в фильме «Без обезболивания», а в последний раз — в «Девочке Никто» (1996).

Фестиваль завершится российской премьерой последнего фильма Анджея Вайды «Послеобразы», который многие критики назвали художественным завещанием режиссера. Картина посвящена выдающемуся польскому художнику-авангардисту середины 20 века — Владиславу Стржеминскому (1893–1952), восставшему против доктрины соцреализма. За это его отстранили от преподавания в Лодзинской национальной школе изобразительных искусств и исключили из Союза художников, что привело жизнь Стржеминского к драматической развязке. Художника сыграл выдающийся польский актёр Богуслав Линда, Польша выдвинула картину на премию «Оскар», она стала Лучшим польским фильмом 2016 года.

Также фестиваль представит самое заметное документальное кино Польши последних лет, объединенное темой детей в современном мире. «Папа пошёл на рыбалку» режиссера Гжегожа Пацека расскажет о типичном прожигателе жизни из Кейптауна, который переехал в маленькую южноафриканскую деревушку Помфрет, где живут чернокожие дети-сироты. Глазами одного человека мы увидим целый пласт жестокого прошлого ЮАР, которое пытается искупить герой ленты. Режиссер Гжегож Пацек лично представит картину петербургским зрителям. «Оптимист» Крыспина Плуты — увлекательный тонкий рассказ о событиях из жизни 8-летнего героя, который обучается основам парусного спорта в группе для самых маленьких. Фильм не только впечатляет своим визуальным рядом (захватывающие приключения на воде, эффектные съемки камерой GoPro), но и может использоваться в качестве образовательного материала для повышения мотивации детей, которые начинают заниматься каким-либо видом спорта, а также их родителей. Фильм получил Гран-при на Фестивале спортивного кино Maraton в Ольштыне в 2015 году.

 

Бесплатный вход на все сеансы строго по предварительной онлайн-регистрации. Подробности на сайте cinemafia.ru.