Хотите правды?! Хотите по больному посильнее?! Хотите вывести всех «невидимых микробов» из души?! Тогда будьте другом и сходите на «Врага народа» в Малый драматический театр.

В 1882 году норвежский драматург Генрик Ибсен написал пьесу «Враг народа».  В 1901 Станиславский поставил её в Петербурге. В 2013 «модернизированную» версию Никиты Кобелева и Саши Денисовой  увидели зрители  Московского театра им. Маяковского. В МДТ Санкт-Петербурга — Театре Европы премьера спектакля Льва Додина состоялась в том же 2013, и по сей день Томас Стокман, курортный врач, собирает полный зал. В этом списке нет упоминания о немецкой, рижской постановке, это и не нужно, чтобы понять – больше века «добровольное рабство сплочённого большинства» остаётся актуальным.

Перед спектаклем в МДТ приятный женский голос просит отключить мобильники и желает «содержательного вечера»… Видно, искренне желает, ведь эти 155 минут опустошают и наполняют, переворачивают и выворачивают, заставляют смеяться и плакать, и ещё долго думать над увиденным и прочувствованным.

За белыми просвечивающими шторами, разделяющими жизнь зала и героев, будто в больничной палате доктор Томас ужинает с женой Катрине, дочерью Петрой и «смелыми, добрыми, полными жажды деятельности» друзьями: редактором газеты, владельцем типографии и тестем, хозяином кожевенного завода. Главный герой сильно отличается от своих гостей, он единственный не в костюме, и его зарплаты «почти хватает». Вязаный бежевый кардиган, серая шапочка и светлые брюки — Доктор Стокман словно белая ворона даже внешне.

Сергею Курышеву, исполнившему роль обличителя невежественного большинства, стоит присвоить ещё раз звание Народного артиста России за удивительного правдолюба и правдоруба, мимике которого позавидует даже самый выдающийся актёр немого театра. Его расширяющиеся от переполняющих эмоций глаза, чёткая ударная речь, как у детей, он не умеет притворяться, надевать выгодную маску. Кажется это не роль, это жизнь, что хочется крикнуть: «Верю»! Монологи его полны истинами, самое время их записывать и заучивать, чтобы они проникли наконец-то в наши головы и души, а не только «резали глаза» второй век. Смотрим, соглашаемся, трагично качаем и киваем, а воз и ныне там…

Декорации, на первый взгляд, самые обычные: стена с окошками, занавески да стулья. Но как они играют пространством, ощущениями, как меняют картинку! Зрители могут почувствовать себя и жителями курортного городка на общественном собрании, благодаря выставленным на сцене стульям спиной к залу и задёрнутым шторам. В самом начале мы подглядываем за действом в уютной квартире семьи Стокман через просвечивающие занавески, во втором – одна из стен превращается в решётку из разбитых мелких окон, за которой герои «в добровольном рабстве», как заключённые, убеждают в своей правде доктора, что остался на свободной сцене в полном одиночестве. Ведь «самый сильный человек на свете абсолютно одинок»!

Сначала присутствует сопротивление всем этим честным рассуждениям, даже хочется констатировать явление Капитана Очевидность на борт корабля «Безысходность». А потом оглушает собственный страх, стыд и грохот от бьющихся окон. Больше нет иллюзий, нет самообмана – есть служащие, которым не полагается иметь мнения и убеждения отличные от начальника; есть уволенные врачи и учителя, воспользовавшиеся «свободой слова»; есть люди системы, делающие всё «ради общего блага» и отравляющие остальных как в прямом, так и переносном…

Кстати невозможно сказать в каком времени живёт семья Стокман, то ли потому что мода на одежду и интерьер возвращается периодически, то ли потому что  до сих пор, «что толку быть правым, когда у тебя нет силы»?! Со сцены открыто сыплются трагические оценки чиновникам, властям, всем «плебеям», деморализованным нищетой, жаждой богатств и модными течениями, кажется, текст писал не Ибсен, ставил не Додин, а все вместе, и каждый из нас причастен, только смелости хватило лишь курортному врачу.

Здесь и извечная геополитическая догма: десятки страдают ради сотен и понарастающей – сотни туристов ради «процветания» целого города. Здесь и противопоставление ценностей личности, семьи «благополучию» общества, но нужен ли такой мир честному человеку? Кто останется с ним рядом, или даже самые близкие будут смотреть со стороны, как жена Томаса.

Рефлексировать, анализировать, разбирать по частям и собирать себя в новой комплектации именно на спектакль «Враг народа» в Малый драматический театр. Будьте осторожны, нужны силы, чтобы пустить в себя эти мысли об экзистенциальной несправедливости, о мире, частью которого мы являемся. А я в свою очередь благодарна за глубину и прямоту, люблю без прикрас и в лоб, а иначе нет смысла говорить.

Фото: Виктор Васильев

Смотрела и писала Полина Карева