Как сказала моя верная подруга: фильм про саамку — это типичная история переселения провинциальных жителей из деревни в город. Мол, нечто подобное было и с ней, когда она приехала из Воркуты в Петербург (история с оленями тоже не нова). И действительно, если абстрагироваться от культурного мира, коим считает себя Европа и в частности Швеция, и не принимать за дискриминацию стандартное неприятие городскими жителями горных людей и провинциалов, то в общем-то такой фильм можно снять про любого НЕ петербуржца, переехавшего в Петербург из глубинки.
Фильм начинается с того, что на похороны сестры приезжает пожилая саамка, открестившаяся в эпоху бурной молодости от своих корней в пользу жизни, которой дышит сегодня развитая во всех отношениях Швеция. Естественно, возвращение в места детства волей-неволей навевает воспоминания о тех временах, когда главная героиня  была еще маленькой и  вполне себе смышленой девочкой и как мама, у которой за душой кроме папиного серебряного ремня и оленя ничего не было, была вынуждена отдать ее и сестру в пансионат для детей саамов, где они обучались шведскому языку и шведским традициям. Перед глазами пробегают кадры из жизни: влюбилась в первый раз, сбежала из родительского дома, совершает клеймение оленя вместе с сестрой. Такие фильмы, как «Саамская кровь» интересны скорее не сюжетом, а историческими фактами, о которых мало известно не только за границей, но и в самой Швеции. Ну и пользу, слава тебе Господи, этот фильм принес саамам: благодаря отснятым материалам правительство Швеции узнало о притеснении саамских народов, проживающих на территории Швеции. А так как их культура, музыка, традиции, костюмы представляют историческую ценность, то было принято решение охранять данную обособленную народность как святая святых.