Спектакль «Шерлок. Продолжение» Московского детского театра теней, поставленный по рассказам Артура Конан Дойла «Пестрая лента» (постановка Виктора Никоненко) и «Вампир из Сассекса» (постановка Кирилла Левшина и Ларисы Волковой) — еще один подарок петербургским зрителям, показанный в рамках II фестиваля » Дети, детям, для детей» в Белом зале театра «Санктъ-Петербургъ Опера». В спектакле использованы приемы теневого театра наряду с кукольным и драматическим. Актеры-тени, актеры-люди и актеры-куклы (и, конечно, кукловоды за их плечами) придают неповторимое очарование спектаклю. Но и черты классического английского детектива не оставлены создателями без внимания.

Над этим спектаклем трудилось целое созвездие знаменитостей. Сценарий «Шерлока» написал известный сценарист и сатирик Сергей Плотов. Главный художник проекта — лауреат «Золотой Маски» Виктор Никоненко. Актер, играющий Холмса— Георгий Фетисов недавно снялся в главной роли фильма Николая Досталя «Монах и бес», получившего в этом году четыре «Ники». Загадочная таинственная череда событий, тонкий английский юмор, восточные мотивы, красивые и необычные визуальные образы -все это зрители увидели в «двухсерийном» спектакле о лучшем детективе всех времен. Шерлок Холмс — Георгий Фетисов и Виктор Скрябин – доктор Ватсон создают на сцене образ тандема двух талантливых людей, очень разных, но дополняющих друг друга. Инсценировка выдержана в жанре иронического детектива. Холмс подтрунивает над особенностью Ватсона приукрашивать события в своих рассказах. Ватсон оправдывает свою фантазию тем, что дополнительные краски подогревают интерес читателя.

То, что у создателей «Шерлока» безусловно получилось — это возникновение волшебства на глазах зрителей. А у самых юных гостей фестиваля от многих моментов просто дух захватывало. Виктор Никоненко в одном из интервью сказал, что дети не должны ходить в театр толпой с одним взрослым — учителем или воспитателем. Они в силу возраста не могут сдержать свою кипучую энергию, находясь в массе сверстников. Восприятие искусства разрушается. Совсем другое дело, когда ребенок переступает порог театра за руку со своими родителями. Это созидающий союз большого и маленького человека, это работает на них, на их контакт, на понимание театрального спектакля как таинства. И тогда нельзя шуметь и шалить. Надо соответствовать моменту.

В зале присутствовали и зрители, которым едва ли было больше четырех лет, хотя в аннонсе был заявлен возраст 10-12 лет. Конечно, все перипетии сюжетной канвы спектакля были им не до конца понятны. Но ощущение волшебства и загадочных превращений поселило в их глазах неподдельный интерес, заставило их замереть, глядя на сцену и изумляться так искренне, как умеют только дети.

Смотрела и писала Ольга Нестерова