Билеты без мест, сцена без возвышения, встречающие актёры без пафоса: атмосфера камерная и интригующая.

Роман Альберто Моравиа «Конформист» вдохновил режиссёра Петра Шеревского на одноимённую постановку, в центре которой Марчелло Клеричи (Роман Ушаков) почти 3 часа страстно стремится стать «как все». Толковый словарь завещал конформистам не иметь собственной позиции, беспринципно и некритически следовать любому образцу, обладающему наибольшей силой давления, вот тридцатилетний итальянец и служит правящим фашистам, женится на ничем не примечательной, но симпатичной девушке из среднего класса. Он искренне радуется в своих «внутренних» монологах, когда осознает приближение к среднестатистическому идеалу, но действительно ли это и есть желаемая «нормальность»?!

Скелеты, которые будущие супруги попеременно достают из шкафов, резко расширяют границы приемлемого, адекватного, нормального, как в принципе и поведение всех остальных героев. Возможно Марчелло так стремится уравняться со всеми, потому что детство его прошло в семье аристократов, где вечные ссоры матери-морфистки (Татьяна Каулио) и душевнобольного отца(Олег Попков) лишили мальчика беззаботного времени во внимании и родительской заботе, которое, он думал, было у остальных.

Один из интересных ходов в спектакле, это задача практически каждого актёра влиться в роль нескольких совершенно разных, подчас противоположных персонажей. К примеру, Антон Ксенев предстаёт зрителю секретарём министра, служанкой, санитаром в психбольнице, любовником престарелой мадам Клеречи и даже Падре, исповедующим жениха. Андрей Зарубин сыграл безумного министра, мать невесты Джулии, безжалостного убийцу Орландо и психиатра. Иногда перевоплощение происходило на глазах публики путём несложной модификации костюма, но вот сами герои каждый раз имели свой целостный образ, особенную мимику, характерные только им интонации, что говорит о талантливом составе, выложившимся на 100% за эти долгих два действия.

Поистине спектакль показался долгим, так как вопросы, возникающие в голове по его ходу, — серьёзные, а зрелище, разворачивающееся на красной, слепящей сцене, — тяжёлое. Фашизм, насилие, убийства, гомосексуализм, — лишь малая доля того, чем живут все «нормальные» в своих одинаковых гостиных. Особо впечатлительным может стать дурно, горько, мерзко, будьте готовы.

«Конформист» Петра Шерешевского весь соткан из неординарных световых решений, и не только световых. Лампочки по периметру пола превращаются в уютные домики ночного Парижа; герои передают право следующей реплики с помощью ручного фонарика, усиливая интимность и напряжённость сцены; сверкающее зеркало олицетворяет поверхность реки… Большое количество «фишек», словно невербальных метафор, заполняет зал, из них формируется непередаваемая сложная картина мира Марчелло, в котором он как зритель подчиняется воцарившим законам, следует за странной «нормальностью». Порой кажется, что безумие, сверкающее в тёмных глазах Клеричи и звенящее в смехе Джулии (Лидия Марковских), – удел всех, они среди нас, сидят на зрительской скамье, или мы среди них…

Это не просто театральная постановка, здесь вас ждёт показ мод, музыкальные и танцевальные «этюды», дефиле младенцев, здесь отсутствуют гендерные различия и моральные рамки. Актуально, не правда ли?!