Начало: 28 февраля 2017 года  в 20:00

В Санкт-Петербурге состоится российская премьера перформанса «Bain brise» («Бриз в ванной») знаменитого европейского перформансьера, швейцарца Яна Маруссича. Он приедет в Северную столицу дать выступление на открытии первой петербургской сцены перформативных искусств «Сдвиг».

Маруссич использует свое тело как арт-объект и наполняет его идеей неподвижности. В своих художественно-социальных опытах он часами исследует способность тела противостоять вызову и агрессии. Несмотря на то, что его перформансы длятся долго, публика обстоятельно и завороженно наблюдает за происходящим, испытывая состояние сходное с гипнотическим. Критика же называет его диджеем внутренних звуков тела. Его высказывания при наличии внутренней силы и динамики, статичны по форме и сливаются с поэтическими аспектами боди-арта.

Маруссичу ничего не стоит подвесить себя в виде картины в тяжелой раме к стене; проткнуть себя под лопаткой копьем и, истекая кровью, беззаботно играть перьями-пушинками; сделать себе специальную иньекцию, а потом источать из всех пор тела синий пот. Ян Маруссич считается одним из самых знаменитых европейских арт-деятелей и представляет свои работы в Лондоне, Париже, Лос-Анджелесе, Амстердаме, Женеве, Бельгии, Китае, Италии, Канаде, Бразилии и др.

Сам Ян Маруссич постулирует свое творчество в нескольких тезисах: «Я превратил реальное тело в нечто сюрреалистическое… Неподвижность является мощным положением тела, будь то в социальном плане или художественной позиции. Она может быть революционной».

Акция Яна Маруссича «Bain brise» — это как прививка нашему обществу к жизни, состраданию и соучастию, несколько часов наблюдения за человеком в миллиметре от опасности заставляет задуматься о многом. Перформер находится в ванной заполненной битым стеклом, он застрял в осколках и не может выйти без получения травм. Невозможно осознать, что этот человек купается в 600 килограммах твердого вещества и что время на исходе. Зритель, затаив дыхание наблюдает за освобождением тела под гулкие звуки рассыпающегося стекла и вторящие ему электронные опыты музыканта Жонатана Делашо (Jonathan Delachaux).

— Перформансы Маруссича идеально подходят для России, говорят создатели «Сдвига» Александр Кондратенко и Мария Горохова, — В 2013-м году мы уже представляли Яна с работой «Рана» на фестивале Швейцарского современного танца, но акция «Bain brise» очень актуальна сейчас для нас, современных жителей Петербурга и России. Тяжелые, страшные моменты в жизни – это всего лишь мгновения и мы не успеваем их осознать и по инерции бежим дальше, здесь же достаточно времени, чтобы подумать и отследить каждый этап своих реакций. Мы хотим в будущем представлять в России современных думающих артистов, способных продвигать современное искусство в обществе. А приглашаемыми в «Сдвиг» педагогами и артистами вносить свой вклад в развитие перформативной культуры в нашем городе».

Новая петербургская площадка «Сдвиг» эксклюзивно ориентирована на отработку перформативных практик и в ближайшем будущем организаторы планируют привести Иво Димчева с перформансом «Some faves», провести мастер-классы Анны Абалихиной и Ноу Дзук с техникой гага и перформансом «Nothing III».

Вход свободный по записи на Timepad https://spi-sdvig.timepad.ru/event/446374/ Сайт: http://www.yannmarussich.ch/news.php

Место проведения: пространство «Сдвиг» — ул. Гражданская 13-15, ст.м. «Сенная»

Для справки:

Студия перформативных искусств «Сдвиг» — новая петербургская камерная 50-местная площадка, созданная для поддержки современных практик для продвижения экспериментальных работ. Программа открытия проходит при поддержке Швейцарского совета по культуре Pro Helvetia.

Студия создана участниками проектов площадка «Скороход» и центра современного танца «Bye-Bye Ballet» будет функционировать на основе трех платформ: современного танца, перформанса и образования. В сентябре 2017 года планируется запустить первую в России программу профессиональной переподготовки совместно с институтом искусств из Берлина.

Ян Маруссич, швейцарский перформер

Художественное творчество Яна Маруссича (род. 1966) изначально связано с современным танцем, хореографией, но с конца 1980-х годов его работы эволюционировали сначала в сторону боди-арта и, наконец, достигли практики полного подчинения тела идее неподвижности.

С 1989 года Янн Маруссич создал около 30 спектаклей и хореографических постановок новой формы, показанных по всей Европе. Художник также был директором Théâtre de l’Usine (1993–2000, Женева), где он создал репертуар, почти исключительно состоявший из спектаклей современного танца и новых форм. Также он — основатель студии ADC (1993) в Женеве и приглашенный художник в театре «Grutli» (сезон 2010/11).

В 2001 году Ян поставил Bleu Provisoire, первый полностью статический перформанс. С тех пор его художественный поиск углубился в самоанализ, изучение контроля неподвижности при размещении его тела в прямом контакте с различными внешними факторами. Также есть несколько совместных работ: L’Arbre AUX Clous («Древо ногтей») и «Остекленные» (2011) с пионером индустриальной музыки Картером Тутти (ранее Throbbing Gristle); Hyphos со студентами из Женевского университета искусства и дизайна; и «PO» в сотрудничестве с Винсентом Баррасом (2012).

С 2011 года творчество Янна Маруссича поддерживают Департамент культуры и Муниципальный фонд современного искусства (FMAC) города Женевы, он сотрудничает с «Larbre AUX Clous». Он обладатель награды «Ars Electronica» (2008, Линц, Верхняя Австрия) в категории «hybrid art».